Интервью с Ириной Дониной (Государственный музей истории религии)

Меня зовут Ирина Донина, я возглавляю отдел образовательных программ и музейной педагогики в Государственном музее истории религии, но у него длинное название, и в музее нас называют «детским отделом». Мы взаимодействуем с детьми от 5 до 12 лет, готовим специальные программы, конкурсы, фестивали, детские дни и многое другое. Также мы занимаемся инклюзивными проектами музея.


Дети – очень открытые люди, они не прячут глаза, в отличие от многих взрослых, охотно вступают в диалог. Часто они всё видят по-другому, и с ними ты тоже начинаешь смотреть на мир иначе. Детская реакция совершенно непосредственная, совершенно искренняя, очень интересная.

Тематика нашего музея довольно сложна, и мы долго работали над подачей информации детям о разных религиях. У нас культурологический подход, поэтому мы используем вводные предложения – «с точки зрения христианства», «как считают последователи ислама», «как полагают приверженцы буддизма». Мы говорим ребенку, что доносим до него мысль представителя той или иной религии или конфессии, потому что эмпатия в ребенке не должна превращаться в самоидентификацию. То есть это некое правило религиозной безопасности, чтобы ребенок представлял картину в мире, но не стал адептом той или иной религии после посещения нашего музея.

Ребенок воспринимает информацию всеми органами чувств, ему неинтересно просто слушать, а хочется потрогать, примерить, взвесить, лизнуть тот или иной предмет. Это правильно, еще Лев Семенович Выготский говорил, что только те знания, которые прошли через эмоции ребенка, через его чувства, хорошо усваиваются. Сегодня любой музей становится более открытым, интерактивным, ситуация за последние 20-30 лет сильно изменилась. Смотрители не кричат «отойди, не трогай», добавляются экспонаты для тактильного доступа.


Дети – основная часть посетителей нашего музея, и мне кажется, что их интересует то, что связано с их реальной жизнью. Это точно относится к детям с 9 лет. Ребёнка очень волнует то, что непосредственно связано с ним, поэтому для детей такого возраста наша обзорная экскурсия по музею никогда не будет называться «обзорной». В ней всегда будет выделена какая-то тема, которую мы будем исследовать, обходя собственно весь музей, выбирая два-три самых важных экспоната в каждом разделе. Например, на экскурсии «по следам зверей и птиц» мы говорим про все мировые религии, отталкиваясь именно от этой темы.

Сотрудники детского отдела на экспозиции музея

Любимый проект всего нашего детского отдела – «Начало начал», посвященный Мировому Древу. Этот символ существует в религиях многих народов, мы подробно прописали это в своей концепции. Пространство состоит из двух залов. Первый – Микрокосм, камерное закрытое пространство – условное жилище, в котором есть ниши, где представлены копии музейных предметов. Всё можно брать в руки, всё сделано в большинстве своём из аутентичных материалов, которые позволяют понять вес, фактуру предмета и так далее. Это такой маленький домашний мир, который позволяет понять правила устройства дома в различных культурах.


Второй зал – Внешний мир, где находится Мировое Древо. Там мы создаем мультимедийные программы, которые дают представление о том, как воспринимается система мира в различных религиозных культурах. Дети получают столько впечатлений – тактильных, визуальных и слуховых, что им в принципе не хочется шалить. Над проектом работал замечательный дизайнер Александр Рахштейн.

Пространство «Начало Начал»

Что касается подачи, у нас нет таких названий, как допустим «Религии Востока - буддизм», мы скорее назовем эту экскурсию – «Танец белого слона». У нас будет главный герой – Белый слон, часто встречающийся в буддизме, мы не будем нудно рассказывать, мы вместе отправимся в путешествие, а знание появится попутно. Дидактичность должна быть максимально завуалирована. Знание должно быть понятным, доходчивым. Наша задача донести культурологическое сообщение до ребёнка на понятном ему языке.

Сотрудники детского отдела на экспозиции музея

Ребенку непросто усвоить всю информацию о различных религиях, мы идём по принципу некоего сравнительного анализа, наши экскурсии могут называться «Победить дракона», «Добро и Зло в религиях мира». Это может быть рассказ, например, о семье, традициях семейной жизни и наречение имени в разных культурах.


Также у нас есть городские экскурсии – ребёнок обязательно должен видеть в городской среде подтверждение тому, о чём ему говорили в музее. И когда мы путешествуем по Петербургу, городу, где живут люди 120 национальностей, дети видят, что храмы, культовые здания – его неотъемлемая часть. Так было всегда и так остаётся. Ребёнок ощущает себя частью Петербургской культуры.

Ирина Николаевна с группой школьников на выездной экскурсии

Важно, чтобы поход в музей был в радость всем участникам похода)) Можно дать ему самому решить, куда вы пойдете и на что будете смотреть, пусть просто пройдется по залам, а ещё лучше поход в музей начать с кафе или буфета с мороженым, чтобы это был праздник. Пусть он смотрит совсем не на те музейные предметы, на которые вы бы обратили его внимание. Он совсем не должен разделять вашу точку зрения.


Музей – это такая нейтральная территория, и важно ходить туда вместе. Часто мы общаемся с детьми только на бытовые темы, а в музее вы можете показать ребенку, что вы тоже интересный человек, что с вами можно разговаривать на какие-то отвлеченные, абстрактные, философские темы. Дайте ему почувствовать себя взрослым. Часто ли дети знают о том, какие мы с вами неординарные люди? Не всегда, на это как раз нам времени не хватает.


А для чего нужно посещать детские занятия? Если вы уверены, что у вас есть своё представление об экспонатах – вы можете быть сами проводником для своего ребенка. Это тоже будет здорово. Но мне кажется, важно дать еще больше, а детские занятия с хорошим педагогом научат ребенка понимать музейную экспозицию, жизнь памятников истории, относиться к ним соответственно, дружить с ними.

Москва, Россия